## Контекст
Andrew Ng на лекции в Стэнфорде рассказал о сдвиге, который он наблюдает в Кремниевой долине.
Раньше код был дорогим. Написать фичу — неделя работы. Поэтому компании нанимали много разработчиков и мало продакт-менеджеров. Типичное соотношение: 8 инженеров на 1 PM. Иногда 4:1, иногда 7:1, но порядок такой.
Сейчас код подешевел. Агенты пишут за час то, что раньше занимало дни. Это изменило баланс.
---
## Узкое место сместилось
> *«When it is increasingly easy to go from a clearly written software spec to a piece of code, then the bottleneck increasingly is deciding WHAT to build»*
Когда превратить спецификацию в код стало просто, узким местом стало понимание — что именно строить.
Ng называет это «узким местом продакт-менеджера». Писать код научились ускорять, а понимать пользователя — нет.
---
## Новое соотношение
Ng говорит, что в командах, с которыми он работает, соотношение меняется:
- Было: 8:1, 7:1, 4:1
- Сейчас: 2:1, иногда 1:1
Это радикально отличается от традиционной структуры. Один продакт на одного инженера — такого раньше не было.
---
## Самые быстрые люди в долине
> *«The subset of engineers that learn to talk to users, get feedback, develop deep empathy for users — those engineers are the fastest moving people that I'm seeing in Silicon Valley today»*
Инженеры, которые научились разговаривать с пользователями, собирать обратную связь, чувствовать их потребности — сейчас самые быстрые люди в долине.
Идея проста: объединить инженера и продакта в одном человеке. Не ждать, пока кто-то другой покажет продукт клиентам. Написал → показал → услышал → поправил → повторил. Скорость итерации возрастает в разы.
---
## Оговорка
Ng признался, что раньше совершил ошибку — пытался убедить инженеров делать больше продуктовой работы. В итоге хорошие инженеры чувствовали себя плохими продактами и были несчастны.
> *«That was a mistake I made. Regretted that for years.»*
Не всем это нужно. Есть инженеры, которые не хотят общаться с пользователями — и это нормально.
Но те, кто хочет и умеет — получают огромное преимущество.
---
## Как это работает на практике
Цикл такого инженера:
1. Написать код
2. Показать пользователю
3. Услышать, что нравится и что нет
4. Скорректировать понимание продукта
5. Повторить
> *«If you're not waiting for someone else to take the product to customers — you just write code, have a gut for what to do next and iterate — that velocity of execution is much faster»*
Если не ждёшь посредников — сам пишешь, сам чувствуешь направление, сам итерируешь — скорость совсем другая.
---
## К чему это ведёт
Это объясняет несколько вещей:
1. **Стартапы из одного человека стали реальностью** — можно и кодить, и общаться с пользователями
2. **Прототипы важнее чистого кода** — быстрая итерация на ранних этапах ценнее архитектуры
3. **Продуктовое мышление дорожает** — технические навыки есть у многих, понимание пользователя — редкость
---
## Вопросы
- Можно ли этому научиться?
- Как совмещать глубину технической экспертизы с продуктовой эмпатией?
- Что происходит с «чистыми» инженерами в этом новом мире?